Патанджали в трактате «Йога-сутры» дает йоге весьма интересное наименование – аштанга, дословный перевод которого означает «восемь ступеней» («ашта» - «восемь», «анга» - «ступень, ветвь, конечность»).
Восемь ступеней аштанга-йоги можно рассматривать в качестве своеобразного руководства, как прожить полную и, главное, счастливую, жизнь. В связи с этим в йоге можно встретить немало нравственных и этических предписаний, наставлений о поддержании физического и психического здоровья. Выполнение этих «инструкций» помогает человеку приблизиться к новым духовным граням природы.
Согласно Патанджали, на первых четырех ступенях человек совершенствует свою личность и обретает контроль над телом. Это своего рода подготовка ко второй стадии внутреннего путешествия, по мере которого человек будет знакомиться со своим умом и чувствами, что, в конечном счете, поможет ему достичь высшего состояния сознания.